petrus_paulus

petrus_paulus 11 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Вдали от безумной толпы

Итак, классическая литература… Полагаю, у каждого человека возникает своя ассоциация с этим словосочетанием. У кого-то ненавистные со школьных времён «Война и мир» Толстого и «Преступление и наказание» Достоевского, у кого-то сплошные Пушкин и Лермонтов, кто-то вспоминает запавшие в душу в детстве «Дона Кихота» Сервантеса и «Графа Монте-Кристо» Дюма, а для кого-то – это Гомер и Вергилий. Я же, когда слышу «классическая литература», почему-то сразу неизменно представляю себе Англию, её луга, замки, овечьи стада и грязный, сырой, но торжественный Лондон. Классическая Англия живёт на страницах произведений Диккенса, Шекспира, Байрона, Джейн Остен, сестёр Бронте и Конан Дойла. Все они, за исключением Байрона, невероятно любимы миром кино, давая каждому новому поколению кинематографистов пищу для индустрии. Зато Байрон выступает как герой фильмов, и довольно часто – очень уж яркий человек был при жизни (мне больше всего запомнилось его присутствие в безумной «Готике» Кена Рассела). Но мы сегодня не о Байроне, не о мисс Остен и не о Шерлоке Холмсе. Мы сегодня о малоизвестном в России писателе, имевшем на родине в своё время большую славу.

Томас Харди – один из крупнейших писателей – романистов и поэтов – поздневикторианской эпохи. В 1969 году в целом тогда ещё начинающий британский режиссёр Джон Шлезингер, успевший громко объявить о себе прекрасными фильмами «Дорогуша» и «Билли-лжец», экранизировал его роман «Вдали от безумной толпы». 60-е и 70-е были для Шлезингера одновременно и началом карьеры, и её расцветом – вскоре его ждут легендарные «Полуночный ковбой», «Марафонец» и «День саранчи». Но «Вдали от безумной толпы» среди них стоит как-то обособленно. И дело не в том, что действие здесь разворачивается в викторианской Англии, а не в современной Америке или Великобритании – дело в духе повествования, которым смог раскрасить свой фильм Шлезингер. Хотя история, рассказанная там, вполне прозаична…

"Вдали от безумной толпы", Великобритания, 1967, Metro-Goldwyn-Mayer, режиссёр Джон Шлезингер, автор сценария Фредерик Рафаэль, композитор Ричард Родни Беннетт
"Вдали от безумной толпы", Великобритания, 1967, Metro-Goldwyn-Mayer, режиссёр Джон Шлезингер, автор сценария Фредерик Рафаэль, композитор Ричард Родни Беннетт

Состоятельная наследница Батшеба Эвердин живёт одна и управляет своим приличным хозяйством, доставшимся ей от дяди. За её руку разворачивается невольная борьба трёх мужчин, каждый из которых имеет свои взгляды на ситуацию. Первый - влюбившийся в неё до беспамятства немолодой сосед-фермер Уильям Болвуд, которого совершенно не интересует её собственность, ему важна лишь она сама. Второй – пастух Гэбриэль Оук, оказавшийся на грани разорения после того, как его собака случайно согнала с обрыва в море отару овец, и принятый Батшебой на службу в качестве управляющего её фермой – он уже сватался к ней, но не из любви, а потому что так принято между соседями. Наконец, третий – кавалерист Трой, которого интересуют лишь деньги и поместье Батшебы. Знакомая ситуация? Желание взять в жёны женщину базируется либо на любви, либо на традиции, либо на корысти. Каждый из трёх выданных зрителю мужских персонажей – это одна из причин для женитьбы, принятых среди людей. Никаких других причин не бывает – мужчина женится (если вообще женится в жизни), только если любит женщину, или хочет заполучить её деньги, или потому что мама и её бесчисленные подруги уже задолбали своим бесконечным гундёжем «когда ж ты женишься». То есть и роман, и фильм вслед за ним дают нам актуальный срез общества и отношения в нём к браку. Интересно, что с викторианских времён ничего не изменилось)).

Джули Кристи в фильме
Джули Кристи в фильме

Фильм потрясающе красив и свеж. Николас Роуг, впоследствии сам ставший отменным режиссёром, работал здесь оператором и показал себя классным профессионалом. Его общие планы дают нам возможность насладиться природой юго-западной Англии, где краски играют всеми оттенками и погружают в какой-то параллельный мир. Его крупные планы помогают проникнуть вглубь героев картины, через глаза и мимику разобравшись в их меняющихся чувствах и переживаниях. Фильм будто дышит жизнью, молодостью, неуверенностью в себе, страхом потерять объект вожделения. Шлезингер удивительно точно сумел уловить ту эмоцию, когда один человек тянется к другому, а тот совершенно не уверен, что ему это нужно. Причём уловил он это взаимно с обеих сторон и каким-то волшебным образом вытянул это из актёров. Все четверо здесь – каждый на своём месте, и каждый выдаёт все 100%, необходимые для роли.

Джули Кристи и Теренс Стэмп в фильме
Джули Кристи и Теренс Стэмп в фильме

Батшебу играет Джули Кристи – безумно красивая актриса с бездонно-синими глазами, которая уже дважды до этого снималась у Шлезингера. Не влюбиться в такую женщину просто невозможно, а когда выясняется, что она ещё и умна, и богата… Её метания меж трёх кандидатов и есть суть фильма. Отвергнув ухаживания Оука и обдумывая предложение Болвуда, она неожиданно влюбляется в молодого и задиристого Троя, ведь она сама ещё очень молода, и пожилой фермер с простоватым управляющим для неё – не очень интересные (в смысле, что ей с ними не интересно) варианты. А Трой – молод, энергичен, хорош собой и сексуален – чего ж ещё желать? И ничего, что у него за душой ни гроша – у неё ведь есть деньги, она сама способна оплатить их совместную жизнь. Как современно…

Теренс Стэмп в фильме
Теренс Стэмп в фильме

Троя играет бесподобный Теренс Стэмп. Как по мне – он один из величайших британских актёров, к сожалению, разменявший себя на фильмы категории Б, подобно Майклу Йорку и Малкольму Макдауэллу. Его ранние работы в кино уникальны – достаточно вспомнить «Коллекционера» по роману Джона Фаулза или «Тоби Даммита» великого Феллини. Его роль у Шлезингера – одна из лучших. Вернуться с гениальной ролью на экран он смог лишь однажды – в 1994 году в трагикомедии про трансвеститов «Приключения Присциллы, королевы пустыни». Его Трой похож на спаниеля – заносчивый, самоуверенный, гордый, самовлюблённый, шебутной. Он хочет жениться на подходящей ему по положению девушке, но она сдуру приходит не в ту церковь, и он, не зная об этом, расценивает это как предательство. Зато как он распускает потом свой павлиний хвост перед богатой фермершей! Как он лихо крутит у неё перед носом своей саблей, улетучивая из её головы последние следы здравого смысла! Ведь она для него – золотая жила, путь в безбедное будущее. Они женятся, и он начинает спускать её капитал и ссориться с работниками, изображая из себя хозяина фермы. Видя, что его никто ни во что не ставит и узнав, что его бывшая невеста умерла родами, он имитирует свою смерть в море, скрывшись неведомо куда.

Питер Финч в фильме
Питер Финч в фильме

Болвуда играет степенный австралийский актёр Питер Финч, который удивительно доносит до нас способность немолодого человека полюбить женщину гораздо моложе себя. Он готов бросить к её ногам всё, и терпеливо ждёт своего, казалось бы, безнадёжного шанса. И, когда Трой исчезает, он уговаривает Батшебу выйти за него. На помолвку откуда не возьмись является живёхонький Трой, не желающий упускать добро из рук, и Болвуд в порыве ярости убивает его. И Батшеба в финале выходит замуж за того, кто сватался к ней в самом начале – за пастуха Оука в исполнении Алана Бэйтса. Его Оук – спокойный, простецкий и бесхитростный сельский мужик, за которым она будет как за каменной стеной, без всяких там страстей и фильдеперсов.

Алан Бэйтс в фильме
Алан Бэйтс в фильме

В итоге мы имеем одного мужчину в могиле, второго за решёткой, а третьего, самого неактивного, на коне. Так и в нашем мире чаще всего случается – страсть и стяжательство губительны, любовь ждёт в заточении, а бал правит традиция, которая, желая отстраниться от мнений толпы, сама идёт у неё на поводу. Мужья и жёны проживают всю жизнь друг с другом по привычке и взаимной надёжности, оставляя чувства и корысть за бортом, лишь бы «люди чего не сказали». Уж не знаю, хорошо это или плохо, но фильм тонко и волнующе рассказывает нам эту историю. «Вдали от безумной толпы» – однозначно мой #любимыйфильм в творчестве Шлезингера и один из самых любимых во всём британском кино. И, если сможете, не смотрите повторную экранизацию от 2015 года – она не передаёт и четверти тех чувств и ощущений, которые будит фильм Шлезингера.

(c) petrus_paulus

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию